Контаминации в русской иконографии XVI–XVII вв.: игра контекстов

Ключевые слова: иконография, визуальная теология смерти, Сошествие во Ад, русская художественная традиция XVI–XVII вв., демонология, Авель, Иуда

Аннотация

В статье речь идёт о контаминации мотивов и появлении новых фигур в русской иконописи второй половины XVI – XVII вв. – в период, когда разные мотивы начинали активно взаимодействовать друг с другом, порождать оригинальные контаминации. В фокусе внимания автора – иконография «Воскресения – Сошествия во Ад» и некоторых близких сюжетов. Автор рассматривает персонификации Ада в виде пасти, головы и великана, а также функции этих фигур (Ад держит дьявола, выпускает праведников, поглощает демонов). Как показывает анализ, эти функции начали сливаться благодаря появлению новых, гибридных фигур Ада. Кроме того, в XVIII в. возникла неожиданная визуальная параллель между фигурой праведной души, выходящей из пасти Ада, и фигурой беса, также стоящего в зубастой адской пасти. Подобно тому, как душу изображали обнажённой, нагим стали показывать и беса, наделяя его при этом женской грудью. В последней части статьи рассмотрена каргопольская икона конца XVI в., на которой в Аду на коленях дьявола вместо Иуды изображён Авель. Автор анализирует легенду об Авеле как первом мертвеце на земле – христианскую адаптацию кочующего мотива о птице, которая научила человека хоронить покойников в земле. Этот мотив широко представлен в фольклоре на территории Евразии; на Руси он был известен благодаря Толковой Палее. Сюжет о том, как посланные Богом горлицы научили Адама хоронить мертвецов, распространился в русской иконописи XVII века. Именно это, как предполагает автор, породило визуальное решение на каргопольской иконе: её создатель знал легенду об Авеле как первом человеке, познавшем смерть, и развернул её логику на события, связанные с воскресением Христа и спасением душ от власти Ада.

Биография автора

Д. И. Антонов, Российский государственный гуманитарный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-10-23

Д. И. Антонов
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
antonov-dmitriy@list.ru
ORCID
: https://orcid.org/0000-0002-8081-4420

Аннотация
В статье речь идёт о контаминации мотивов и появлении новых фигур в русской иконописи второй половины XVI – XVII вв. –
в период, когда разные мотивы начинали активно взаимодействовать друг с другом, порождать оригинальные контаминации. В фокусе внимания автора – иконография «Воскресения – Сошествия во Ад» и некоторых близких сюжетов. Автор рассматривает персонификации Ада в виде пасти, головы и великана, а также функции этих фигур (Ад держит дьявола, выпускает праведников, поглощает демонов). Как показывает анализ, эти функции начали сливаться благодаря появлению новых, гибридных фигур Ада. Кроме того, в XVIII в. возникла неожиданная визуальная параллель между фигурой праведной души, выходящей из пасти Ада, и фигурой беса, также стоящего
в зубастой адской пасти. Подобно тому, как душу изображали обнажённой, нагим стали показывать и беса, наделяя его при этом женской грудью. В последней части статьи рассмотрена каргопольская икона конца XVI в., на которой в Аду на коленях дьявола вместо Иуды изображён Авель. Автор анализирует легенду об Авеле как первом мертвеце на земле – христианскую адаптацию кочующего мотива о птице, которая научила человека хоронить покойников в земле. Этот мотив широко представлен в фольклоре на территории Евразии; на Руси он был известен благодаря Толковой Палее. Сюжет о том, как посланные Богом горлицы научили Адама хоронить мертвецов, распространился в русской иконописи XVII века. Именно это,
как предполагает автор, породило визуальное решение на каргопольской иконе: её создатель знал легенду об Авеле
как первом человеке, познавшем смерть, и развернул её логику на события, связанные с воскресением Христа и спасением душ от власти Ада.

Ключевые слова: иконография, визуальная теология смерти, Сошествие во Ад, русская художественная традиция XVI–XVII вв., демонология, Авель, Иуда

Библиография

Антонов 2014 – Антонов Д. И. У святых очи вертел? Фигуры без глаз на русских миниатюрах // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред., сост. Д. И. Антонов. Москва, 2014.
С. 15–43.

Антонов 2019 – Антонов Д. И. «Адская троица» как гипермотив русской иконографии // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 3.
С. 62–78.

Антонов 2023 а – Антонов Д. И. Нимб и крест: как читать русские иконы. Москва, 2023.

Антонов 2023 б – Антонов Д. И. Похороны Авеля: апокрифический мотив в русской иконописи // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 9. Ч. 2. С. 246–257.

Антонов, Майзульс 2011 – Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. Москва, 2011.

Антонов, Майзульс 2024 – Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. Москва, 2024.

Баше 2005 – Баше Ж. Средневековые изображения и социальная история: новые возможности иконографии // Одиссей: Человек в истории. Москва, 2005. С. 152–190.

Горшкова 2009 – Иконы Ярославля XIII – середины XVII в.
В 2 томах / Сост. В. В. Горшкова. Москва, 2009.

Грейвс, Патай 2002 – Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы.
Книга Бытия / Пер. с англ. Л. Володарской. Москва, 2002.

Державина 1965 – Державина О. А. «Великое зерцало» и его судьба на русской почве. Москва, 1965.

Качалова и др. 1990 – Качалова И. Я., Маясова Н. А.,
Щенникова Л. А.
Благовещенский собор Московского Кремля:
к 500-летию уникального памятника русской культуры. Москва, 1990.

Мильков 1999 – Мильков В. В. Древнерусские апокрифы.
Санкт-Петербург, 1999.

Нерсесян 2007 – Иконы Вологды XIV–XVI веков / Гл. ред. Л. В. Нерсесян. Москва, 2007.

Камчатнов 2002 – Палея Толковая / Подг. текста,
пер. А. М. Камчатнова. Москва, 2002.

Попова 2015 – Попова Т. Л. Иконы из собрания Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015.

Преображенский 2017 – Преображенский А. С. Усекновение главы Иоанна Предтечи, со сценами жития // Иконы Вологды конца XVI–XVII вв. Москва, 2017. С. 68–75.

Смирнова 1998 – Смирнова Э. С. О своеобразии московской живописи конца XIV в. («Сошествие во ад» из Коломны) // Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. Санкт-Петербург, 1998. С. 229–245.

Шалина 1994 – Шалина И. А. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / Ред. А. М. Лидов. Санкт-Петербург, 1994. С. 230–270.

Hundt, Smith 2013 – Hundt H. A., Smith R. A teratological source of hellhead. Journal of Icon Studies. 2013. URL: http://www.museumofrussianicons.org/wp-content/uploads/2016/09/March_2013_HundtSmithHellheadFinal.pdf.

Сведения об авторе

Дмитрий Игоревич Антонов
доктор исторических наук, профессор
директор учебно-научного Центра визуальных исследований
Средневековья и Нового времени
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская площадь, 6
E-mail: antonov-dmitriy@list.ru

Для цитирования:
Антонов Д. И. Контаминации в русской иконографии XVI–XVII вв.: игра контекстов // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 1. С. 10–23. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-10-23

Опубликован
2025-06-26
Как цитировать
Антонов, Д. И. (2025). Контаминации в русской иконографии XVI–XVII вв.: игра контекстов. Визуальная теология, 7(1), 10-23. извлечено от http://www.visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/147
Раздел
Статьи
Просмотров
0
Скачиваний
0