Некоторые размышления об истоках иконографии «Господь во славе» (Maiestas Domini): церковь Евангелистов монастыря Алахан (V век)
Аннотация
Maiestas Domini («Господь во славе», «Величие Господа») – иконографическая схема, согласно которой Христос изображается сидящим на престоле в окружении символических фигур евангелистов, представленных в виде мистических животных (тетраморфа). Этот сюжет получил широкое распространение в Средние века в монументальной живописи, рукописных Евангелиях и монументальной скульптуре главных порталов церквей. Истоки этой необычной иконографии своими корнями уходят в раннехристианский период. В эпоху раннего христианства существовали разные композиционные схемы этого сюжета, и его воплощение в искусстве являло довольно значительное иконографическое разнообразие. Целью данной статьи является попытка выявить некоторые особенности формирования иконографии «Господь во славе» (Maiestas Domini) в искусстве древней Церкви и проследить причинно-следственные основания преобладания тех или иных типов подобных изображений. Предметом исследования является один из выдающихся памятников эпохи раннего христианства – рельеф портала церкви монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). В ходе анализа богословского контекста и сопоставления дошедших до нашего времени памятников алаханская рельефная композиция рассматривается как одно из первых воплощений иконографической схемы «Господь во славе» в монументальной скульптуре церковного портала. Особое внимание в статье уделяется анализу изображения тетраморфа, представленного в Алахане в ветхозаветном изводе, где со всей очевидностью проступает принцип единства четырёх образов. Автор статьи придерживается мнения, что алаханская композиция Maiestas Domini имеет некоторые особенности, более характерные для восточнохристианской традиции, и высказывает предположение, что важную роль в формировании иконографии «Господь во славе» на Востоке христианского мира сыграла богословская трактовка пророческих видений Ефремом Сирином. В результате исследования автор приходит к выводу, что рельефная композиция центральных врат главной базилики монастыря Алахан является визуальной интерпретацией ветхозаветного пророчества о Втором пришествии Христа в Божественной славе и силе.