Некоторые размышления об истоках иконографии «Господь во славе» (Maiestas Domini): церковь Евангелистов монастыря Алахан (V век)

Ключевые слова: Maiestas Domini, Господь во славе, монастырь Алахан, раннее христианство, раннехристианское искусство, иконография, тетраморф, видение Иезекииля, Апокалипсис, восточное христианство

Аннотация

Maiestas Domini («Господь во славе», «Величие Господа») – иконографическая схема, согласно которой Христос изображается сидящим на престоле в окружении символических фигур евангелистов, представленных в виде мистических животных (тетраморфа). Этот сюжет получил широкое распространение в Средние века в монументальной живописи, рукописных Евангелиях и монументальной скульптуре главных порталов церквей. Истоки этой необычной иконографии своими корнями уходят в раннехристианский период. В эпоху раннего христианства существовали разные композиционные схемы этого сюжета, и его воплощение в искусстве являло довольно значительное иконографическое разнообразие. Целью данной статьи является попытка выявить некоторые особенности формирования иконографии «Господь во славе» (Maiestas Domini) в искусстве древней Церкви и проследить причинно-следственные основания преобладания тех или иных типов подобных изображений. Предметом исследования является один из выдающихся памятников эпохи раннего христианства – рельеф портала церкви монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). В ходе анализа богословского контекста и сопоставления дошедших до нашего времени памятников алаханская рельефная композиция рассматривается как одно из первых воплощений иконографической схемы «Господь во славе» в монументальной скульптуре церковного портала. Особое внимание в статье уделяется анализу изображения тетраморфа, представленного в Алахане в ветхозаветном изводе, где со всей очевидностью проступает принцип единства четырёх образов. Автор статьи придерживается мнения, что алаханская композиция Maiestas Domini имеет некоторые особенности, более характерные для восточнохристианской традиции, и высказывает предположение, что важную роль в формировании иконографии «Господь во славе» на Востоке христианского мира сыграла богословская трактовка пророческих видений Ефремом Сирином. В результате исследования автор приходит к выводу, что рельефная композиция центральных врат главной базилики монастыря Алахан является визуальной интерпретацией ветхозаветного пророчества о Втором пришествии Христа в Божественной славе и силе.

Биография автора

А. О. Татарникова, Санкт-Петербургский Союз художников

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-24-48

А. О. Татарникова
Санкт-Петербургский Союз художников,
Санкт-Петербург, Россия
anastasya.tatarnikova@gmail.com
ORCID
: https://orcid.org/0009-0000-3822-9335

Аннотация
Maiestas Domini («Господь во славе», «Величие Господа») – иконографическая схема, согласно которой Христос изображается сидящим на престоле в окружении символических фигур евангелистов, представленных в виде мистических животных (тетраморфа). Этот сюжет получил широкое распространение в Средние века в монументальной живописи, рукописных Евангелиях и монументальной скульптуре главных порталов церквей. Истоки этой необычной иконографии своими корнями уходят в раннехристианский период. В эпоху раннего христианства существовали разные композиционные схемы этого сюжета, и его воплощение в искусстве являло довольно значительное иконографическое разнообразие. Целью данной статьи является попытка выявить некоторые особенности формирования иконографии «Господь во славе» (Maiestas Domini) в искусстве древней Церкви и проследить причинно-следственные основания преобладания тех или иных типов подобных изображений. Предметом исследования является один из выдающихся памятников эпохи раннего христианства – рельеф портала церкви монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). В ходе анализа богословского контекста и сопоставления дошедших до нашего времени памятников алаханская рельефная композиция рассматривается как одно из первых воплощений иконографической схемы «Господь во славе» в монументальной скульптуре церковного портала. Особое внимание в статье уделяется анализу изображения тетраморфа, представленного в Алахане в ветхозаветном изводе, где со всей очевидностью проступает принцип единства четырёх образов. Автор статьи придерживается мнения, что алаханская композиция Maiestas Domini имеет некоторые особенности, более характерные для восточнохристианской традиции, и высказывает предположение, что важную роль в формировании иконографии «Господь во славе» на Востоке христианского мира сыграла богословская трактовка пророческих видений Ефремом Сирином. В результате исследования автор приходит к выводу, что рельефная композиция центральных врат главной базилики монастыря Алахан является визуальной интерпретацией ветхозаветного пророчества о Втором пришествии Христа в Божественной славе и силе.

Ключевые слова: Maiestas Domini, Господь во славе, монастырь Алахан, раннее христианство, раннехристианское искусство, иконография, тетраморф, видение Иезекииля, Апокалипсис, восточное христианство

Библиография

Августин 1976 – Блаженный Августин. Об обучении оглашаемых // Богословские труды. 1976. Вып. 15. С. 25–55.

Войтенко, Садовская 2002 – Войтенко А. А., Садовская Ю. Н. Бауит // Православная энциклопедия. Т. 4. Москва, 2002. С. 385–387.

Графова 2012 – Графова М. А. Иконография сил небесных в раннехристианском и раннесредневековом искусстве // Вестник Московского университета. Cер. 8: История. 2012. № 2. С. 148–167.

Ефрем Сирин 1994 – Св. Ефрем Сирин. Творения. Т. 6. Москва, 1994.

Иероним Стридонский 1886 – Творения блаженного Иеронима Стридонского. Т. 10. Киев, 1886.

Ириней Лионский 2008 – Св. Ириней Лионский. Против ересей / Пер. прот. П. Преображенского. Санкт-Петербург, 2008.

Квливидзе 2009 – Квливидзе Н. В. Иисус Христос // Православная энциклопедия. Т. 21. Москва, 2009. С. 674–713.

Кочетков 1994 – Кочетков И. А. «Спас в силах»: развитие иконографии и смысл // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. Москва, 1994. С. 45–68.

Лопухин 1904–1913 – Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Под ред. А. П. Лопухина. Петербург, 1904–1913.

Лупандин, Шишова 2002 – Лупандин И., Шишова Т. Евхаристическая молитва // Католическая энциклопедия. Т. 1. Москва, 2002. С. 1771–1773.

Памятники 1860 – Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 2. Писания мужей апостольских. Москва, 1860.

Попов 2019 – Попов И. Н. Осиос Давид // Православная энциклопедия. Т. 53. Москва, 2019. С. 385–387.

Пуцко 1995 – Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Московской Руси («Спас в силах» в русской живописи XIV–XV вв.) // Византийский временник. 1995. Т. 56. С. 266–282.

Скабалланович 1909 – Скабалланович М. Н. Комментарий на книгу пророка Иезекииля. Санкт-Петербург, 1909.

Успенский 2007 – Успенский Н. Д. Молитвы евхаристии Святого Василия Великого и Святого Иоанна Златоуста // Собрание трудов. Т. 3. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. Москва, 2007. С. 28–46.

Хрипкова 2015 – Хрипкова Е. А. Литургический аспект композиции «Господь во славе» или Majestas Domini в монументальных иконографических программах романской эпохи // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. № 1. C. 95–107.

Царевская 1999 – Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах»). Новгород, 1999.

Andaloro, Romano 2006 – Andaloro M., Romano S. La Pittura Medievale a Roma 312–1431. Corpus. Vol. 1. L’orizzonte tardoantico e le nuove immagini. 312–468. Milano, 2006.

Baumstark 1927 – Baumstark A. Die Karolingische-Romanische Maiestas Domini und ihre Orientalischen Parallelen. Oriens Christianus. 1927. Ser. 3. Vol. 1. S. 242–260.

Ciampini 1690 – Ciampini G. G. Vetera Monimenta. Vol. 1. Roma, 1690.

Dobrzeniecki 1973, 1974, 1975 – Dobrzeniecki T. Maiestas Domini w zabytkach Polskich i obcych z Polska zwiazanych. Rocznik Museum Narodowego w Warszawie. 1973. Vol. 17. Pp. 5–86; 1974. Vol. 18. Pp. 215–308; 1975. Vol. 19. Pp. 5–263.

Galavaris 1979 – Galavaris G. The illustrations of the prefaces in Byzantine Gospels. Byzantina Vindobonensia. II. Vienna, 1979.

Garrucci 1873 – Garrucci R. Storia dell’arte cristiana nei primi otto secoli della Chiesa. Vol. 2. Prato, 1873.

Gough 1955 – Gough M. Some recent finds at Alahan (Koja Kalessi). Anatolian Studies. 1955. Vol. 5. Pp. 115–123.

Gough 1962 – Gough M. The Church of the Evangelists at Alahan. A preliminary report. Anatolian Studies. 1962. Vol. 12. Pp. 173–184.

Gough 1963 – Gough M. Excavations at Alahan Monastery: second preliminary report. Anatolian Studies. 1963. Vol. 13. Pp. 105–115.

Gough 1967 – Gough M. Alahan Monastery: fourth preliminary report. Anatolian Studies. 1967. Vol. 17. Pp. 37–47.

Gough 1968 а – Gough M. Alahan Monastery. A masterpiece of Early Christian architecture. The Metropolitan Museum of Art Bulletin. New Series. 1968. Vol. 26. 10. Pp. 455–464.

Gough 1968 b – Gough M. Alahan Monastery: fifth preliminary report. Anatolian Studies. 1968. Vol. 18. Pp. 159–167.

Gough 1972 – Gough M. The Emperor Zeno and some Cilician Churches. Anatolian Studies. 1972. Vol. 22. Pp. 199–212.

Gough 1985 – Alahan: an Early Christian monastery in southern Turkey. Based on the work of Michael Gough. Ed. by Mary Gough. Toronto, 1985.

Grabar 1962 – Grabar A. Sur les Sources des peintres byzantines des XIIIe et XlVe siècles (Nouvelles recherches sur l’icône bilatérale de Poganovo). Cahiers archéologiques. 1962. 12. Pp. 359–389.

Grabar 1970 – Grabar A. Deux portails sculptes paleochrètiens d’Egypte et d’Asie Mineure, et les portails romans. Cahiers archeologiques. 1970. 20. Pp. 15–28.

Grumel 1930 – Grumel V. La mosaique du Dieu Sauveur au Monastère de Latome à Salonique. Échos d’Orient. 1930. XXXIII. Pp. 157–175.

Headlam 1892 – Headlam A. C. Ecclesiastical sites in Isauria (Cilicia Trachea). London, 1892.

Hill 1996 – Hill S. The Early Byzantine churches of Cilicia and Isauria. Aldershot, 1996.

Iacobini 2000 – Iacobini A. Visioni dipinte. Immagini della contemplazione negli affreschi di Bãwĩt. Roma, 2000.

Köroğlu 2019 – Köroğlu G. Alahan Manastiri Bati Kilisesi’nin Tilsimbli Kapisi. Mimar Sinan Güzel Sanatlar Üniversitesi Sosyal Bilimber Dergisi. 2019. 3 (19). Pp. 129–141.

Laborde, Laborde 1838 – Laborde A., Laborde L. Voyage de l’Asie Mineure. Paris, 1838.

Laborde 1847 – Laborde L. Église d’Aladja dans le Taurus. Inscription grecque inédite. Revue archeologique. 1847. 4. Pp. 172–176.

Mango 1966 – Mango C. Isaurian builders. Polychronion. Festschrift Franz Dölger zum 75. Ed. by P. Wirth. Heidelberg, 1966. Pp. 358–365.

Nelson 1980 – Nelson R. S. The iconography of preface and miniature in the Byzantine Gospel book. New York, 1980.

Papadopoulos 1927 – Papadopoulos J. Une mosaique byzantine de Salonique. Comptesrendus de l’Academie des Inscripyions et Belles-Lettres. Paris, 1927. Pp. 215–218.

Poilpré 2005 – Poilpré A.-O. Maiestas Domini. Une image de l’Église en Occident (Ve – IXe siècles). Paris, 2005.

Rizzardi 2013 – Rizzardi Cl. Il mosaico a Ravenna. Ideologia e Arte. Bologna, 2013.

Semoglou 2011–2012 – Semoglou A. La mosaïque de «Hosios David» à Thessalonique. An interprétation néotestamentaire. Cahiers Archeologiques. 2011–2012. 54. Pp. 5–16.

Sheehan 1985 – Sheehan M. M. Religios life and monastic organization of Alahan. Alahan: An Early Christian Monastery in Southern Turkey. Based on the work of Michael Gough. Ed. by Mary Gough. Toronto, 1985. Pp. 197–220.

Snyder 1967 – Snyder J. The meaning of the «Maiestas Domini» in Hosios David. Byzantion. 1967. Vol. 37. Pp. 143–152.

Thierry 1962 – Thierry N. Notes su l’un des bas-reliefs d’Alahan Manastiri en Isaurie. Cahiers archeologique. 1962. 13. Pp. 43–47.

Van der Meer 1938 – Van der Meer F. Maiestas Domini. Théophanies de l’Apocalypse dans l’art chrétien. Étude sur les origines d’une iconographie spéciale du Christ. Città del Vaticano, 1938.

Verzone 1985 – Verzone P. Ricordi di un breve soggiorno di studi ad Alahan. Alahan: An Early Christian Monastery in Southern Turkey. Based on the work of Мichael Gough. Ed. by Mary Gough. Toronto, 1985. Pp. 221–224.

Werner 1986 – Werner M. On the origin of zooanthropomorphic Evangelist symbols: the Early Christian background. Studies in Iconography. 1986. Vol. 10. Pp. 1–36.

Ξυγγόπουλος 1929 – Ξυγγόπουλος Α. Το καθολικόν της Μονής του Λατόμου εν Θεσσαλονίκη και το εν αυτώ ψηφιδωτόν. Αρχαιολογικόν Δελτίον. 1929. 12. Pp. 142–180.

Сведения об авторе

Анастасия Олеговна Татарникова
искусствовед, член Союза художников России,
член Ассоциации искусствоведов (АИС)
Санкт-Петербургский Союз художников
Российская Федерация, 190000, Санкт-Петербург,
ул. Большая Морская, 38
e-mail: anastasya.tatarnikova@gmail.com

Для цитирования:
Татарникова А. О. Некоторые размышления об истоках иконографии «Господь во славе» (Maiestas Domini): церковь Евангелистов монастыря Алахан (V век) // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 1. С. 24–48. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-24-48

Опубликован
2025-06-26
Как цитировать
Татарникова, А. О. (2025). Некоторые размышления об истоках иконографии «Господь во славе» (Maiestas Domini): церковь Евангелистов монастыря Алахан (V век). Визуальная теология, 7(1), 24-48. извлечено от http://www.visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/148
Раздел
Статьи
Просмотров
0
Скачиваний
0