Монумент в пространстве современного города: сакральное versus профанное
Аннотация
Проблема сакрального и его места в жизни человека всегда являлась одной из важнейших в гуманитарном знании. В последние десятилетия на волне научных споров о секулярной и постсекулярной природе современного мира дискурс сакрального обретает особую актуальность. В частности, требует решения вопрос о том, каковы стратегия и тактика работы с сакральными объектами и зонами в пространстве современного города. В статье нынешняя проблематизация сакрального в теоретической и практической сферах раскрывается через такую форму символической культуры, как монумент. Показано, что монумент-символ играет исключительную роль на протяжении всей истории человечества, поскольку он воплощает смысл, представляющий высшую (священную) ценность для социальной группы. Однако на фоне осмысления и переосмысления роли «старых» и «новых» сакральных хронотопов в современном городе и шире – в социальном пространстве в целом ‒ сегодня всё чаще звучит вопрос о том, каково место монумента в современном городе? В исследовании обосновывается точка зрения, согласно которой одной из особенностей нынешнего исторического периода является сосуществование в мире разных форм сакрального. Эти формы характерны для разных парадигм – классики, модерна и постмодерна, а также для разных типов культур – моностилистической и полистилистической. Поэтому при работе с сакральными зонами нельзя не учитывать то, что в социальном пространстве XXI века живут как представители (поздне)постмодернистской парадигмы, для которой характерно множение священных смыслов, так и приверженцы двух других парадигм – классической и модернистской, для которых священное по-прежнему может быть связано именно с религиозными и / или идеологическими ценностями, выраженными в монументах. На ряде примеров в статье рассматриваются символические социальные практики, которые показывают, что какие бы формы ни принимало сакральное в наши дни, священный смысл по-прежнему важен для человека, а монумент всё так же остаётся одной из культурно-антропологических констант.