Монумент в пространстве современного города: сакральное versus профанное

  • Е. Ю. Лекус Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица https://orcid.org/0000-0002-7752-2160
Ключевые слова: визуализация, монумент, сакральное, смысл, символ, современное общество, трансцендентное, культурно-антропологический феномен, символические практики

Аннотация

Проблема сакрального и его места в жизни человека всегда являлась одной из важнейших в гуманитарном знании. В последние десятилетия на волне научных споров о секулярной и постсекулярной природе современного мира дискурс сакрального обретает особую актуальность. В частности, требует решения вопрос о том, каковы стратегия и тактика работы с сакральными объектами и зонами в пространстве современного города. В статье нынешняя проблематизация сакрального в теоретической и практической сферах раскрывается через такую форму символической культуры, как монумент. Показано, что монумент-символ играет исключительную роль на протяжении всей истории человечества, поскольку он воплощает смысл, представляющий высшую (священную) ценность для социальной группы. Однако на фоне осмысления и переосмысления роли «старых» и «новых» сакральных хронотопов в современном городе и шире – в социальном пространстве в целом ‒  сегодня всё чаще звучит вопрос о том, каково место монумента в современном городе? В исследовании обосновывается точка зрения, согласно которой одной из особенностей нынешнего исторического периода является сосуществование в мире разных форм сакрального. Эти формы характерны для разных парадигм – классики, модерна и постмодерна, а также для разных типов культур – моностилистической и полистилистической. Поэтому при работе с сакральными зонами нельзя не учитывать то, что в социальном пространстве XXI века живут как представители (поздне)постмодернистской парадигмы, для которой характерно множение священных смыслов, так и приверженцы двух других парадигм – классической и модернистской, для которых священное по-прежнему может быть связано именно с религиозными и / или идеологическими ценностями, выраженными в монументах. На ряде примеров в статье рассматриваются символические социальные практики, которые показывают, что какие бы формы ни принимало сакральное в наши дни, священный смысл по-прежнему важен для человека, а монумент всё так же остаётся одной из культурно-антропологических констант.

Биография автора

Е. Ю. Лекус, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-49-65

Е. Ю. Лекус 
Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица,
Санкт-Петербург, Россия
lekus_elena@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7752-2160

Аннотация
Проблема сакрального и его места в жизни человека всегда являлась одной из важнейших в гуманитарном знании. В последние десятилетия на волне научных споров о секулярной и постсекулярной природе современного мира дискурс сакрального обретает особую актуальность. В частности, требует решения вопрос о том, каковы стратегия и тактика работы с сакральными объектами и зонами в пространстве современного города. В статье нынешняя проблематизация сакрального в теоретической и практической сферах раскрывается через такую форму символической культуры, как монумент. Показано, что монумент-символ играет исключительную роль на протяжении всей истории человечества, поскольку он воплощает смысл, представляющий высшую (священную) ценность для социальной группы. Однако на фоне осмысления и переосмысления роли «старых» и «новых» сакральных хронотопов в современном городе и шире – в социальном пространстве в целом ‒  сегодня всё чаще звучит вопрос о том, каково место монумента в современном городе? В исследовании обосновывается точка зрения, согласно которой одной из особенностей нынешнего исторического периода является сосуществование в мире разных форм сакрального. Эти формы характерны для разных парадигм – классики, модерна и постмодерна, а также для разных типов культур – моностилистической и полистилистической. Поэтому при работе с сакральными зонами нельзя не учитывать то, что в социальном пространстве XXI века живут как представители (поздне)постмодернистской парадигмы, для которой характерно множение священных смыслов, так и приверженцы двух других парадигм – классической и модернистской, для которых священное по-прежнему может быть связано именно с религиозными и / или идеологическими ценностями, выраженными в монументах. На ряде примеров в статье рассматриваются символические социальные практики, которые показывают, что какие бы формы ни принимало сакральное в наши дни, священный смысл по-прежнему важен для человека, а монумент всё так же остаётся одной из культурно-антропологических констант.

Ключевые слова: визуализация, монумент, сакральное, смысл, символ, современное общество, трансцендентное, культурно-антропологический феномен, символические практики

Библиография

Аванесов 2021 – Аванесов С. С. Философия религии. Великий Новгород, 2021.

Ассман 2014 – Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Б. Хлебникова. Москва, 2014.

Беляев и др. 1989 – Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева, Л. И. Новиковой, В. И. Толстых. Москва, 1989.

Вебер 1998 – Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры / Пер. с нем. М. И. Левиной, Т. Е. Егоровой. Санкт-Петербург, 1998.

Дюркгейм 2018 – Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Пер. с фр. Пер. с фр. А. Апполонова и Т. Котельниковой. Москва, 2018.

Зенкин 2012 – Зенкин С. H. Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. Москва, 2012.

Ионин 2004 – Ионин Л. Г. Социология культуры. Москва, 2004.

Кайуа 2003 – Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. Москва, 2003.

Кант 1994 – Кант И. Критика способности суждения / Пер. с нем. Москва, 1994.

Куракин 2011 – Куракин Д. Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и её значение для «сильной программы» культурсоциологии // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 3. С. 41–70.

Лекус 2022 – Лекус Е. Ю. Советская монументальная скульптура: между свободой творчества и политическим жестом (на примере произведений В. И. Мухиной «Ветер» и «Рабочий и колхозница») // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 1 (105). С. 93–103.

Лефевр 2015 – Лефевр Α. Производство пространства / Пер. с фр. И. Стаф. Москва, 2015.

Мамардашвили 2019 – Мамардашвили М. К. Введение в философию. Москва, 2019.

Невважай 2013 – Невважай И. Д. Правовая философия: от рациональности de facto к рациональности de jure // Мир человека: нормативное измерение. 3. Рациональность и легитимность. Саратов, 2013. С. 92‒104.

Пелипенко, Яковенко 1998 – Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. Москва,1998.

Пушкин 1975 – Пушкин А. С. Медный всадник. Петербургская повесть // Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Москва, 1975.

Радченко 2019 – Радченко Д. А. Бабы жарят крокодила: право на интерпретацию памятника // Фольклор и антропология города. 2019. Т. 2. № 1–2. С. 230–255.

Рыжов 2006 – Рыжов Ю. В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. Москва, 2006.

Свасьян 2010 – Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ). Москва, 2010.

Смирнов 2018 – Смирнов С. А. Проблема ориентирования и навигации личности в антропологии: методологическая рамка // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 93–101.

Турчин 1982 – Турчин В. С. Монументы и города. Взаимосвязь художественных форм монументов и городской среды. Москва, 1982.

Флиер 2015 – Флиер А. Я. Культура как символическая деятельность: этап становления // Культура культуры. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cult-cult.ru/culture-as-a-symbolic-activity-the-stage-of-formation/ (дата обращения: 20.03.2023).

Франкл 1990 – Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. Москва, 1990.

Rea 2019 – Rea N. What Do the French Truly Think About Jeff Koons’s Divisive Gift? We Camped Out by the Sculpture for Three Days to Find Out. Artnet. 2019. URL: https://news.artnet.com/art-world/jeff-koons-tulips-poll-1682545 (дата обращения: 14.10.2024).

Сведения об авторе

Елена Юрьевна Лекус
кандидат культурологии
доцент Центра инновационных образовательных проектов
Санкт- Петербургская государственная художественно- промышленная академия
имени А. Л. Штиглица
Российская Федерация, 191028, Санкт- Петербург, Соляной пер., 13
E-mail: lekus_elena@mail.ru

Для цитирования:
Лекус Е. Ю. Монумент в пространстве современного города: сакральное versus профанное //
Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 1. С. 49–65. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-49-65

Опубликован
2025-06-26
Как цитировать
Лекус, Е. Ю. (2025). Монумент в пространстве современного города: сакральное versus профанное. Визуальная теология, 7(1), 49–65. извлечено от http://www.visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/149
Раздел
Статьи
Просмотров
0
Скачиваний
0