Религиозная семантика в монументальных произведениях кубанских художников позднесоветского периода
Аннотация
В статье рассматриваются семиотические особенности использования религиозной образности в произведениях советского монументального искусства. С позиции семиотики культуры исследованы проблемы: соотношение светского и религиозного компонентов в монументальном искусстве; использование символического потенциала религиозных образов советскими художниками; использование семиотических сценариев обращения к религиозным образам в произведениях кубанских художников 1970-х – 1980-х годов. Обосновано, что художественное использование религиозной семантики создаёт интертекстовое взаимодействие с высшим духовным авторитетом традиции, что придаёт денотату монументального произведения смысловую многозначность и анагогическое истолкование. Религиозно-эсхатологический пафос революционного обновления предполагал художественное переосмысление узнаваемых религиозных образов, при котором прежние денотаты замещались новым социальным содержанием. Художественное осмысление жертвенного подвига народа в священной борьбе против иноземных захватчиков формирует иной семиотический сценарий, при котором содержание произведения не замещает прежний сакральный образ, а выступает его преемником и создаёт интертекстовое смещение смысла. На примерах монументальных произведений кубанских художников проанализирован ряд семиотических сценариев использования религиозных образов. С одной стороны, обращение к ним придаёт духовный характер идейно-значимым темам советского общества. С другой стороны, религиозная семантика используется художником в качестве инструмента критической интерпретации ложной духовности советских реалий. Полученные результаты позволяют рассмотреть бытование религиозных символов в культурном пространстве государства с атеистической идеологией и увидеть семиотические особенности сакрального ядра культурного кода национальной традиции России.