Религиозная семантика в монументальных произведениях кубанских художников позднесоветского периода

Ключевые слова: советское монументальное искусство, визуальная семиотика, религиозный образ, культурный код эпохи, память о Великой Отечественной войне, культ книги, А. А. Аполлонов, В. Ф. Папко

Аннотация

В статье рассматриваются семиотические особенности использования религиозной образности в произведениях советского монументального искусства. С позиции семиотики культуры исследованы проблемы: соотношение светского и религиозного компонентов в монументальном искусстве; использование символического потенциала религиозных образов советскими художниками; использование семиотических сценариев обращения к религиозным образам в произведениях кубанских художников 1970-х – 1980-х годов. Обосновано, что художественное использование религиозной семантики создаёт интертекстовое взаимодействие с высшим духовным авторитетом традиции, что придаёт денотату монументального произведения смысловую многозначность и анагогическое истолкование. Религиозно-эсхатологический пафос революционного обновления предполагал художественное переосмысление узнаваемых религиозных образов, при котором прежние денотаты замещались новым социальным содержанием. Художественное осмысление жертвенного подвига народа в священной борьбе против иноземных захватчиков формирует иной семиотический сценарий, при котором содержание произведения не замещает прежний сакральный образ, а выступает его преемником и создаёт интертекстовое смещение смысла. На примерах монументальных произведений кубанских художников проанализирован ряд семиотических сценариев использования религиозных образов. С одной стороны, обращение к ним придаёт духовный характер идейно-значимым темам советского общества. С другой стороны, религиозная семантика используется художником в качестве инструмента критической интерпретации ложной духовности советских реалий. Полученные результаты позволяют рассмотреть бытование религиозных символов в культурном пространстве государства с атеистической идеологией и увидеть семиотические особенности сакрального ядра культурного кода национальной традиции России.

Биография автора

И. А. Аполлонов, Кубанский государственный технологический университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-66-88

И. А. Аполлонов 
Кубанский государственный технологический университет,
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
obligo@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1926-8213 

Аннотация
В статье рассматриваются семиотические особенности использования религиозной образности в произведениях советского монументального искусства. С позиции семиотики культуры исследованы проблемы: соотношение светского и религиозного компонентов в монументальном искусстве; использование символического потенциала религиозных образов советскими художниками; использование семиотических сценариев обращения к религиозным образам в произведениях кубанских художников 1970-х – 1980-х годов. Обосновано, что художественное использование религиозной семантики создаёт интертекстовое взаимодействие с высшим духовным авторитетом традиции, что придаёт денотату монументального произведения смысловую многозначность и анагогическое истолкование. Религиозно-эсхатологический пафос революционного обновления предполагал художественное переосмысление узнаваемых религиозных образов, при котором прежние денотаты замещались новым социальным содержанием. Художественное осмысление жертвенного подвига народа в священной борьбе против иноземных захватчиков формирует иной семиотический сценарий, при котором содержание произведения не замещает прежний сакральный образ, а выступает его преемником и создаёт интертекстовое смещение смысла. На примерах монументальных произведений кубанских художников проанализирован ряд семиотических сценариев использования религиозных образов. С одной стороны, обращение к ним придаёт духовный характер идейно-значимым темам советского общества. С другой стороны, религиозная семантика используется художником в качестве инструмента критической интерпретации ложной духовности советских реалий. Полученные результаты позволяют рассмотреть бытование религиозных символов в культурном пространстве государства с атеистической идеологией и увидеть семиотические особенности сакрального ядра культурного кода национальной традиции России.

Ключевые слова: советское монументальное искусство, визуальная семиотика, религиозный образ, культурный код эпохи, память о Великой Отечественной войне, культ книги, А. А. Аполлонов, В. Ф. Папко

Финансирование: исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда и Кубанского научного фонда, проект № 24-28-20256 «Культурный код позднесоветской эпохи в творчестве кубанских художников», https://rscf.ru/project/24-28-20256/

Библиография

Аванесов 2014 – Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 10‒22.

Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (2). Софийский собор: синтаксис и семантика // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 3 (9). С. 25‒81.

Бондарь 2017 – Бондарь В. В. Краснодарский Дом книги – памятник архитектуры структурализма в культурном ландшафте исторического города (к 40-летию со дня открытия) // Наследие веков. 2017. № 3. С. 47‒64.

Бондарь и др. 2022 – Бондарь В. В., Еремеева А. Н., Маркова О. Н., Юренева Т. Ю. Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы. Москва, 2022.

Бурганова 2003 – Бурганова М. А. Русская сакральная скульптура. Москва, 2003.

Бычков и др. 2024 ‒ Советская монументальная мозаика Юга России. 1937‒1991 / Под ред. И. А. Бычкова, Н. Ю. Васильева, А. Г. Токарева. Москва, 2024.

Войнов 1974 ‒ Сто военных парадов / Под ред. А. А. Войнова. Москва, 1974.

Воинова 2024 – Воинова Ю. Г. Образ Красного всадника в советском агитационном искусстве. Истоки и трансформации // Артикульт. 2024. № 2 (54). С. 17‒29.

Гребенюк 1974 – Гребенюк В. А. Иван Шмагун. Ленинград, 1974.

Демченко 2020 – Демченко А. И. Искусство времён Второй мировой войны: императив истории. К 75-летию Победы // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тамбов, 2020. С. 3‒21.

Дмитриева 2018 – Дмитриева В. В. Образы войны в картинах М. А. Савицкого // Севастополь – Сталинград: одна война, одна история. Посвящается 75-летию Сталинградской битвы. Севастополь, 2018. С. 69‒74.

Ермишин 2024 – Ермишин О. Т. Русская идея: понятие, проблемное поле, современные интерпретации // Вопросы философии. 2024. № 9. С. 93‒103.

Коломникова 2021 – Коломникова Е. Н. Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского в советском искусстве // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2021. № 1 (10). С. 135‒152.

Колоницкий 2001 – Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть. К изучению политической культуры Российской революции 1917 года. Санкт-Петербург, 2001.

Костыря, Соколов 2021 – Костыря М.  А., Соколов Р.  А. Историческая память об Александре Невском: скульптурная визуализация // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 1 (27). С. 95‒123.

Котломанов 2017 ‒ Котломанов А. О. Монументальность новой русской скульптуры. Эпизод 1: памятник князю Владимиру // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2017. Т. 7. Вып. 3. С. 342‒359.

Котломанов 2021 ‒ Котломанов А. О. «Ленинский план монументальной пропаганды» ‒ феномен государственного паблик-арта // Terra artis. Искусство и дизайн. 2021. № 4. С. 62–76.

Лобзова, Ярош 2013 – Лобзова Р. В., Ярош В. Н. Технологические исследования ранних изразцов архитектурного декора собора Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного, Москва) // Вопросы музеологии. 2013. № 1 (7). С. 116‒124.

Лотман 2004 ‒ Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург, 2004.

Маргарян 2022 ‒ Маргарян Е. Г. Христианские святые в броне и с парамерием наголо: образ воина-исповедника в византийской иконографии. 2. Вооружённые угодники и страстотерпцы // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 2. С. 202–226.

Однокурцева 2022 ‒ Однокурцева С.А. Казанский собор. История и особенности архитектуры // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. Т. 3. Санкт-Петербург, 2022. С. 294‒298.

Соколов 2006 ‒ Соколов К. Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. Москва, 2006.

Сокурова 2009 ‒ Сокурова О.Б. Георгий Победоносец и «Медный всадник» как архетипы русской исторической судьбы // Труды Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. 2009. Т. 185. С. 54‒63.

Тугаринова 2016 ‒ Тугаринова С. Д. Дворец Советов ‒ архитектурные конкурсы 1930-х гг. // Вестник славянских культур. 2016. Т. 41. № 3. С. 177‒186.

Хомченко 2019 ‒ Хомченко С. Н. О сочинении проектов памятника на Бородинском поле в 1830-х гг. // Отечественная война 1812 года и освободительные походы русской армии 1813‒1814 годов: Источники. Памятники. Проблемы. Москва, 2019. С. 23‒34.

Хомяков 2020 ‒ Хомяков В. И. Очерк в журнале «Безбожник»: проблематика и жанровое своеобразие // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 2. С. 31–34.

Энеева 2021 ‒ Энеева Н. Т. Первоначальный замысел триптиха Павла Корина «Александр Невский» // Традиции и современность. 2021. № 26. С. 67‒75.

Сведения об авторе

Иван Александрович Аполлонов
доктор философских наук, доцент
профессор кафедры философии
Кубанский государственный технологический университет
Российская Федерация, 350072, Краснодар, ул. Московская, 2
профессор кафедры графики
Кубанский государственный университет
Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149
E-mail: obligo@yandex.ru

Для цитирования:
Аполлонов И. А. Религиозная семантика в монументальных произведениях кубанских художников позднесоветского периода // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 1. С. 66–88. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-66-88

Опубликован
2025-06-26
Как цитировать
Аполлонов, И. А. (2025). Религиозная семантика в монументальных произведениях кубанских художников позднесоветского периода. Визуальная теология, 7(1), 66-88. извлечено от http://www.visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/150
Раздел
Статьи
Просмотров
0
Скачиваний
0