ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА КАК ВИЗУАЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ

  • Л. В. Никифорова Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: голландская жанровая живопись, иконография, реализм, кальвинизм, мотив, визуальная проповедь

Аннотация

Главная интрига голландской жанровой живописи XVII века как визуального материала для рационального анализа заключается в соотношении собственно живописной материи и возможностей вербальной интерпретации сюжетов и мотивов. Закрепление категории реализма за голландской живописью произошло довольно рано. И хотя в это понятие вкладывался разный оценочный и дескриптивный смысл, реалистическая трактовка вела к игнорированию подтекстов бытовых сюжетов. Реалистическая трактовка шла не только по пути канонизации категории реализма, как это было в советском искусствознании, но и в сторону открытия визуальной культуры, «взгляда эпохи» как специфических социальных феноменов. Другая, не менее авторитетная тенденция в изучении голландских жанристов свя- зана с наличием скрытого смысла в образах повседневности. В отличие от изощрённых живописных программ итальянских гуманистов эпохи Ренессанса голландские сюжеты были значительно проще и отсылали к хорошо известным библейским сюжетам, пословицам, морально-дидактическим примерам. В статье предложен ряд параллелей между живописными и литературными образами, позволяющих увидеть не отмеченные прежде возможные значения отдельных визуальных мотивов – ветчины, соли в натюрмортах, рек и ручьёв в пейзажах, игры на музыкальном инструменте или уснувшей за столом в разгар веселья женщины. Но остаётся вопрос: действительно ли нуждался обладатель таких картин в истолковании или всё же был мотивирован эстетическим вкусом, чувством национальной гордости, питавшей удовольствие от созерцания знакомых и родных предметов или пейзажей самих по себе. В статье предложен компромиссный ответ, связанный с религиозным контекстом голландской жанровой живописи. Постановка вопроса о ней как новом типе религиозного окружения человека связана, прежде всего, с количеством художественной продукции, а также с её стандартизацией – устойчивым сюжетно-тематическим репертуаром картин, дробной специализацией художников. По разным подсчётам и свидетельствам, от 10 до 200 «картинок» разного качества, в том числе недорогих гравюр, находилось даже в скромных домах. Такое количество сопоставимо с экзистенциальной необходимостью в религиозных образах в православной или католической культурах. И хотя жанровые картины не были предметами культа и не несли мистического заряда, они выступили своего рода «заместителями» религиозных образов и служили своим владельцам визуальной опорой в той драме борьбы добра и зла, в которую человек погружён от рождения до смерти. Жан Кальвин в своих «Наставлениях в христианской вере» писал о непозволительности изображения Бога, но не отказывал изобразительному искусству в праве на существование. Картины в доме, которые, согласно Кальвину, должны служить «предупреждением и напоминанием»,можно назвать визуальной проповедью. Она, как и словесное наставление верующему, могла быть более или менее искусной, но без неё человеческое существование было невозможно.

Биография автора

Л. В. Никифорова, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2019-1-115-129

Л. В. Никифорова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой,
Санкт-Петербург, Россия
nikiforova_lv@list.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4369-0729

Аннотация
Главная интрига голландской жанровой живописи XVII века как визуального материала для рационального анализа заключается в соотношении собственно живописной материи и возможностей вербальной интерпретации сюжетов и мотивов. Закрепление категории реализма за голландской живописью произошло довольно рано. И хотя в это понятие вкладывался разный оценочный и дескриптивный смысл, реалистическая трактовка вела к игнорированию подтекстов бытовых сюжетов. Реалистическая трактовка шла не только по пути канонизации категории реализма, как это было в советском искусствознании, но и в сторону открытия визуальной культуры, «взгляда эпохи» как специфических социальных феноменов. Другая, не менее авторитетная тенденция в изучении голландских жанристов свя- зана с наличием скрытого смысла в образах повседневности. В отличие от изощрённых живописных программ итальянских гуманистов эпохи Ренессанса голландские сюжеты были значительно проще и отсылали к хорошо известным библейским сюжетам, пословицам, морально-дидактическим примерам. В статье предложен ряд параллелей между живописными и литературными образами, позволяющих увидеть не отмеченные прежде возможные значения отдельных визуальных мотивов – ветчины, соли в натюрмортах, рек и ручьёв в пейзажах, игры на музыкальном инструменте или уснувшей за столом в разгар веселья женщины. Но остаётся вопрос: действительно ли нуждался обладатель таких картин в истолковании или всё же был мотивирован эстетическим вкусом, чувством национальной гордости, питавшей удовольствие от созерцания знакомых и родных предметов или пейзажей самих по себе. В статье предложен компромиссный ответ, связанный с религиозным контекстом голландской жанровой живописи. Постановка вопроса о ней как новом типе религиозного окружения человека связана, прежде всего, с количеством художественной продукции, а также с её стандартизацией – устойчивым сюжетно-тематическим репертуаром картин, дробной специализацией художников. По разным подсчётам и свидетельствам, от 10 до 200 «картинок» разного качества, в том числе недорогих гравюр, находилось даже в скромных домах. Такое количество сопоставимо с экзистенциальной необходимостью в религиозных образах в православной или католической культурах. И хотя жанровые картины не были предметами культа и не несли мистического заряда, они выступили своего рода «заместителями» религиозных образов и служили своим владельцам визуальной опорой в той драме борьбы добра и зла, в которую человек погружён от рождения до смерти. Жан Кальвин в своих «Наставлениях в христианской вере» писал о непозволительности изображения Бога, но не отказывал изобразительному искусству в праве на существование. Картины в доме, которые, согласно Кальвину, должны служить «предупреждением и напоминанием»,можно назвать визуальной проповедью. Она, как и словесное наставление верующему, могла быть более или менее искусной, но без неё человеческое существование было невозможно.

Ключевые слова: голландская жанровая живопись, иконография, реализм, кальвинизм, мотив, визуальная проповедь

Библиография

Антонова 2004 – Антонова А. Понятная живопись: «Зримый образ и скрытый смысл» в ГМИИ имени А. С. Пушкина // Культура. 2004. № 8 (7416). С. 10.

Верижникова 2004 – Верижникова Т. Ф. Малые голландцы: Портрет. Пейзаж. Жанровая живопись. Натюрморт. Санкт-Петербург, 2004.

Виппер 1977 – Европейская поэзия XVII века / Сост., вступ. ст. Ю. Виппера. Москва, 1977.

Гегель 1968 – Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х томах. Том 1 / Пер. с нем. Б. Г. Столпнера. Москва, 1968.

Гомбрих 1989 – Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии / Пер. с англ. М. Г. Селезнёва // Советское искусствознание. 1989. № 25. С. 275–305.

Данилова 2002 – Данилова И. Е. Слово и зримый образ. Москва, 2002.

Звездина 1997 – Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. Москва, 1997.

Кальвин 1997 – Кальвин Ж. Наставления в христианской вере / Пер. с фр. А. Д. Бакулова, Г. В. Вдовиной. Москва, 1997.

Мазур 2018 – Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. Москва, 2018.

Михайлов 1997 – Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Михайлов А. В. Языки культуры. Москва, 1997. С. 112–175.

Никифорова 2003 – Никифорова Л. В. Дворец в эпоху Барокко. Опыт риторического прочтения. Санкт-Петербург, 2003.

Никифорова 2009 – Никифорова Л. В. История художественной культуры. Западноевропейский Ренессанс. Санкт-Петербург, 2009.

Охоцимский 2017 – Охоцимский А. Д. Протестантская иеротопия в голландской живописи золотого века // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3 (13). C. 10–32.

Охоцимский 2019 – Охоцимский А. Д. Иконы сакральной материи. Протестантская иеротопия и религиозно-философские принципы голландского реализма // Художественная культура. 2019. № 1. С. 70–91.

Садков 2004 – Зримый образ и скрытый смысл: Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины XVI–XVII вв.: Каталог выставки / Сост., вступ. ст.
В. А. Садкова. Москва, 2004.

Скакун, Яснов 1996 – Избранная европейская лирика XVII века / Сост. А. А. Скакуна, М. Д. Яснова. Санкт-Петербург, 1996.

Смирнов 2004 – Смирнов В. Л. Язык и секреты живописи, или О постижении скрытого смысла картины. Санкт-Петербург, 2004.

Соколов 1994 – Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика. Москва, 1994.

Фромантен 1996 – Фромантен Э. Старые мастера / Пер. с фр. Москва, 1996.

Alpers 1989 – Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. Chicago, 1989.

Dyrness 2004 – Dyrness W. Reformed Theology and Visual Culture: The Protestant Imagination from Calvin to Edwards. Cambridge, 2004.

Fukaya 2017 – Fukaya M. Connection between Rough Brushstrokes and Vulgar Subjects in Seventeenth-Century Netherlandish Paintings // Appreciating the Traces of an Artist’s Hand: Kyoto Studies in Art History. Vol. 2. Ed. by T. Nakamura. Kyoto, 2017. P. 55–72.

North 1997 – North M. Art and Commerce in the Dutch Golden Age. New Haven, 1997.

Price 1974 – Price J. L. Culture and Society in the Dutch Republic during the 17th Century. London, 1974.

Schama 1994 – Schama S. Perishable Commodities: Dutch Still-Life Painting and the ‘Empire of Things’ // Consumption and the World of Goods. Ed. by J. Brewer, P. Roy. London, 1994. P. 478–488.

Weststeijn 2008 – Weststeijn Th. The Visible World: Samuel van Hoogstraten’s Art Theory and the Legitimation of Painting in the Dutch Golden Age. Amsterdam, 2008.

Сведения об авторе

Лариса Викторовна Никифорова
доктор культурологии,
профессор кафедры философии, истории и теории искусства.
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Ул. Зодчего Росси 2, Санкт-Петербург, Россия, 191023
E-mail: nikiforova_lv@list.ru

Для цитирования:
Никифорова Л. В. Голландская живопись XVII века как визуальная проповедь // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 115–129.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2019-1-115-129

Опубликован
2019-12-13
Раздел
Статьи